Роман Максишко световая скульптура, объемные витражи, авторские светильники, предметы интерьера, фрески, живопись, графика, ювелирные изделия, художественные объекты, инсталляции, графический дизайн, дизайн интерьеров русскийenglishdeutsch
 
скульптура
витражи светильники фрески живопись графикадизайнювелирные изделия
 

 

Роман Максишко

Основные тезисы Formgestaltungschule

Formgestaltungschule — это школа формообразования, черпающая вдохновение в природе и базирующаяся на стремлении понимать и изучать природные формообразующие процессы и те силы, которые действуют творчески, полностью согласуясь с мировыми законами. Ее методологические основы вытекают из мировоззрения Иоганна Вольфганга Гете и его художественных и натуралистических исследований. Прафеномены Гете, органическая пластика Антонио Гауди, теория цвета Василия Кандинского, чувствующий хаос Теодора Швенка — вот далеко не полный список кирпичиков, из которых состоит фундамент Formgestaltungschule. Изучение и понимание законов формообразования дают импульс к созданию вещей не противоречащих естеству.

Древние мастера обладали знанием этих законов. Они чувствовали и понимали свойства носителей формообразующих жизненных процессов. Они хорошо знали, как среда воздействует на человека. Они умели читать символы и сознательно использовать круг, спираль, лабиринт, пирамиду… Но в ходе развития человечества по мере увеличения человеческой эгоцентричности знание этих законов постепенно утрачивалось. Современный мир живет по принципам, продиктованным человеческой ментальностью и ее сиюминутными потребностями, которые не согласуются с элементарным стремлением природы к гармонии и зачастую полностью противоречат им (например, уничтожение природы в угоду обогащению: добыча нефти, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.).

Всё рукотворное должно отвечать принципу гармонии или равновесия между проявлениями крайностей или противоположностей. Всякая крайность пагубна. Взять, например пару: хаос и порядок. Губительно как одно, в своем крайнем проявлении, так и другое. Истина лежит посередине (в зоне 38-62% по золотому сечению). Если в пределах зоны равновесия система стремится к хаосу, то она развивается, если к порядку, то — стагнирует. Балансирование между развитием и стагнацией в пределах обозначенной зоны суть нормальная жизнь. Всё остальное — перегибы.

Всякая форма есть отражение духовных процессов. Она является как бы трехмерной проекцией духовных форм более высоких и непостижимых измерений, как фотография есть двухмерная проекция нашего трехмерного мира.

Всякая форма есть результат целой совокупности духовных процессов. Поэтому она всегда многопланова и многомерна. В одной форме в том или ином виде скрыто множество сущностей. Таким образом, форма может служить символом духовного.

Инструментом постижения формы и принципов ее образования является интуиция.

Интуиция как способность человека к постижению тайн присуща каждому человеку, но развита у каждого не в одинаковой степени.

Интуицию можно развивать. Для этого существует комплекс упражнений: на описание, сравнение и метаморфозы.

Упражнения дают также метод выделения сущностного в том или ином предмете или явлении. Набор основополагающих характеристик, проявляющийся в сравнении одного предмета или явления с другим, в его топической развертке (в виде таблицы) позволяет определить метаморфозы, при помощи которых одни предметы или явления могли бы быть превращены в другие. Принцип метаморфоз или превращений крайне важен в поиске образа в процессе формообразования, поскольку он является основным языком иносказательности, многоплановости и утонченной символизации.

Степень постижения природной правды, скрытой в том или ином предмете или явлении, для каждого человека индивидуальна и соответствует степени развития его интуиции. Природная правда или сущность предмета столь многогранна, что каждый человек может ухватить только часть ее. Эта часть и будет соответствовать его умению понимать и схватывать. Помещенная в основу творческой работы она и другими людьми будет восприниматься как природная правда.

Знания не могут заменить интуиции, поскольку знания не могут заменить понимания. Человек, обладающий большими знаниями, но слабой интуицией не в состоянии создать что-либо новое. Знания выступают в роли костылей для интуиции. Самостоятельной ценности они не имеют. Интуиция же без знаний дика, аморальна и бескультурна.

Искусство живет по законам чувств. Промышленность живет по законам мышления. Дизайн — это поиск равновесия между искусством и промышленностью. Композиции, создаваемые дизайнером, должны быть и эстетичны и практичны.

Основным материалом, с которым работает дизайнер, является человек. Что бы дизайнер ни создавал, он всегда создает среду человеческого существования. Ни одна вещь не должна быть вещью в себе или вещью самой по себе, но только в связи с человеком, его жизнедеятельностью, культурой, эргономикой, психикой и т.п. Всё, что делается человеком (любое рукотворное) делается для человека. Ни природе, ни космосу, ни духовному миру, ни Богу это не нужно. Оно имеет значение только для человека, его цивилизации и культуры. Зная этот принцип необходимо работать так, чтобы своим творчеством оказывать правильное (согласующееся с законами мироздания) воздействие на себя и свое окружение, поскольку искусство — это тот язык, на котором высшие существа говорят с людьми. Впечатление, полученное и переваренное художником и дизайнером, преобразуется в произведение искусства. Тем самым он как бы делится своим впечатлением с другими людьми, получая истинное удовольствие от такого сопереживания. В этом основной смысл искусства.

Оценить степень правильности или неправильности творческого подхода может только интуиция. Ни один человек до конца не может быть уверен в правильности или неправильности своей работы. Первостепенное значение здесь имеет опять же не знание, а намерение работать в правильном направлении. Мы не можем быть в ответственности за последствия наших ошибочных действий, ибо человек не в состоянии проследить и понять всей сложности мировых взаимосвязей. Мы можем быть ответственны только за чистоту наших намерений. Если мы пытаемся делать добрые дела со злыми намерениями, то дела наши никогда не будут добрыми, и тогда с нас спросится. Если же мы нечаянно совершаем зло с добрыми намерениями, то это нам простится, ибо мировой порядок всё равно не допустит несправедливости.

Свет в языке творчества соответствует мудрости, тепло — соответствует любви. Поэтому свет есть формообразующая основа наших композиций. Блики и тени суть архитектурные элементы.

Свет невидим. Он становится видимым только когда наталкивается на препятствия. Свет отражается от светонепроницаемых предметов и преломляется в светопроницаемых средах. И при отражении света и при его преломлении он как носитель берет на себя частицу сущности тех предметов, от которых он отразился или преломился и транслирует ее дальше. На этом принципе основан терапевтический эффект света, когда он проходит например через кристаллы и насыщается их специфическими свойствами.

Всякая форма являет собой границу между ее внешним и внутренним. Законы пластики таковы, что когда форма образуется, то внутреннее стремится выйти наружу, а внешнее стремится попасть внутрь. Совершенной формой в плане пластики формообразующей материи является шар. А пирамиду в этом плане можно назвать кубом, стремящимся к шару. Или иными словами в пирамиде видны признаки устремленности к совершенству. Прямой угол, который почти не встречается в природе (за исключением кристаллов кубической сингонии: галлитов, пиритов и т.п.), должен метаморфизироваться в сглаженные округлые формы, стремящиеся к пластике шара.

Пропорции должны соответствовать принципам золотого сечения, поскольку это принцип природной гармонии (большая часть так относится к меньшей, как целое относится к большей части: коэффициент такого отношения 1,618). Основные соотношения природных форм подчинены этой пропорции. В основе всякой формы должна лежать простая праформа, принципы построения которой согласуются с принципами сакральной геометрии (все конфигурации могут быть выстроены с помощью линейки и циркуля).

В каждой рукотворной форме обязательно должны присутствовать и мужское и женское начала. В этом единстве и борьбе противоположностей реализуется принцип контраста.

Каждая вещь должна отвечать принципу соразмерности человеку в ее формообразующей основе и назначении. Например, средний рост человека 170 см (мужская составляющая), а средний рост человека с вытянутой вверх рукой 217 см (женская составляющая). Если в соответствии с пропорцией золотого сечения найти следующее значение, соразмерное человеческому росту, то по мужской составляющей это будет 275 см, а по женской — 351 см. Именно эти два значения наиболее соответствуют высоте жилища: по мужской составляющей в кабинетах, мастерских, санузлах и ванных комнатах, по женской составляющей в спальнях, кухнях и т.п. Следующее значение по мужской составляющей 445 см — для гостиных и библиотек. По женской — 568 см — для атриумов и лестничных пролетов, художественных мастерских. Организация среды обитания человека подчиняется человеческой организации и организации его органов чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и т.д. Например, существует взаимосвязь между зрением человека (той областью, которая попадает человеку в поле зрения), положением его тела (стояние-хождение, сидение, лежание) и проявлениями волевой, мыслительной или чувственной активности человека.

Во всяком творческом процессе должны быть проявлены композиция и стиль. Композицией мы называем идею, мысль или замысел художника (творца). Стиль — это метод реализации замысла. Композиция является скелетом, который прочен и незыблем. Декоративные элементы, которые по тем или иным причинам прикрепляются к этому скелету, обеспечивают многоплановость и определяют тот или иной стиль. Так, например, ствол дерева во все времена года одинаков. Он выступает как бы в роли композиционного скелета. Стилевые различия начинают проявляться, когда весной на его ветвях распускаются листья, летом появляются плоды, осенью листва опадает, а зимой на голых ветвях лежит снег. В каждое время года дерево выглядит по-разному (стиль), но при этом оно всегда остается деревом (композиция).

Композиция первична по отношению к стилю, поскольку мысль всегда первична по отношению к реализации и способу реализации. Дизайн всегда должен быть воплощением замысла, а не привнесенным осмыслением результата действия. Прежде чем что-то сделать, нужно сперва чего-то хотеть. В противном случае отсутствует механизм оценки и понимания получилось ли то, чего хотелось или нет.

Стиль без композиции порождает бессмысленность. Композиция без стиля порождает безвкусицу.

 

 
об авторе манифесттеорияотзывыпрессадрузьякоординаты задать вопрос
студия Романа Максишко