Роман Максишко световая скульптура, объемные витражи, авторские светильники, предметы интерьера, фрески, живопись, графика, ювелирные изделия, художественные объекты, инсталляции, графический дизайн, дизайн интерьеров русскийenglishdeutsch
 
скульптура
витражи светильники фрески живопись графикадизайнювелирные изделия
 

 
Александр Левинтов

Александр Левинтов

Творимая сегодня вечность

В мире виртуальных ценностей и исследований, который нам наглухо недоступен, поскольку настанет лет через 200-300, никак не раньше, люди научатся по вещам определять путь и судьбы создателей этих вещей. Путь, по понятию пути, при жизни всегда кажется кривым и случайным, полным провалов, зигзагов и небытия, необъяснимый и непонятный нам самим, а через века выстраивается как удивительно ровный, логичный и неоспоримый.

И тогда какому-нибудь исследователю попадется в руки – амфора, скульптура, светильник или еще какая-нибудь вещь, сделанные неизвестным ему и интернет-каталогам Романом Максишко. Он повертит эту вещь в своих вещих и немного виртуальных руках и начнет записывать результаты своих исследований: неизвестный мастер конца 20-го-начала 21-го веков, прошедший интересный путь, начав с палеонтологии на геологическом факультете одного провинциального университета, кажется московского. Потом занимался антропотехникой, точнее, ее социо-инженерным приложением – игротехникой, что также естественно, как переход патолого-анатома с вскрытий к изучению психологии трупов. Потом был Мистический семинар, учеба и освоение профессии у мастеров-дизайнеров в Германии и Швейцарии, представителей почтенных и старинных ремесел.

У нас задача попроще – увидев и поняв путь, мы познаем вещь, созданную на этом пути и можем даже сказать заранее, даже не видя этих изделий, стоящие ли они или так, – фуфло. Проследим же путь…

Чешский граф Максишка стал совподданным Максишко и тем самым потерял не только свое дворянское звание, но и некоторым образом пол, приобретя нечто среднего рода, как большинство жителей солнечной и сальной Украины. В нашей малополой культуре потерять достоинство и это самое… легче, чем потерять кредитную карточку «Виза». Когда-то все мы были среднего пола, по крайней мере, в звательном падеже: отче, мати, братие, Господи, Боже, сынку и так далее. Христианизация с ее гендерными заморочками и проблемами, коснулась нашей ментальности лишь по касательной: мы до сих пор склоняем «папу», «дядю», «дедушку», «Рому» точно также как «маму», «тетю», бабушку» и «Машу».

Граф Максишка, как и все мы, вынужден был стать советским человеком среднего рода. Его сын Роман родился в Виннице и получил отменное домашнее воспитание, выразившееся в игре на различных музыкальных инструментах, от блок-флейты до фортепьяно, превосходном знании немецкого и английского языков, а, главное, в присущем только западно-славянскому дворянству мастерстве и искусстве утонченного лаконизма самовыражения.

Несомненно, мастер – главная, но не единственная причина любого изделия. Как говаривал еще Аристотель, во всякой вещи присутствует, помимо мастера, также материал, форма и содержание. И в этой классической квадриге причин вещей мы и останемся до конца наших заметок.

В основном Роман работает с таким пластичным и универсальным материалом, как свет. Это – его главная специализация. Свет в исполнении мастера не только функционален, что само собой, он очень выразителен. Он полон мыслями, чувствами, настроениями, он создает ауру освещаемого пространства и необходимую загадочность и непроявленность неосвещаемому. Светом Максишко решает проблемы интерьера, украшений, утилитарных вещей и просто вещей, назначение которых – быть и тем украшать наше меркантильно-прагматическое, а, следовательно, убогое существование.

В православной традиции иконописи свет выражается золотом. По-видимому, Божественный свет именно таков. Но нас он слепит или, хуже того, тешит наше безумное тщеславие. Нам нужен иной свет – чистый, но в гамме и сочетании с нами, земными и слегка приглушенными собственным несовершенством. Свет made by Maxishko созвучен, когерентен нам – им хочется пользоваться, в нем хочется быть, он облагораживает нас, а не отталкивает и не пугает, он подлинно сделан руками. А еще он музыкален и подобен то гобою, то флейте, голосам одиноким, порою грустным, но никогда – грубым. Американцы со свойственной им нерасторопностью вкуса назвали бы работы Романа Максишко романтическими, но это не совсем так, точнее – этого явно недостаточно
Роману, однако, подвластны и другие материалы: металл, глина, дерево – все, что таит в себе хотя бы намек на свет.

Что касается формы, то, помнится, по возвращении из Швейцарии (было это лет пятнадцать тому назад, а потому каждый раз думается, было ли это или просто – легенда?), Роман учил меня искать руками форму в абсолютной темноте и тишине. Осязание не должно состязаться с другими чувствами, как самое тонкое и чуткое. Я помню волшебство возникавших форм даже в моих – корявых и непородистых – пальцах. Порождаемые мастером формы чрезвычайно просты. Кто знает, тот понимает: нет ничего труднее, чем простая форма. Мне, например, один мой ученик однажды попенял на упрек, что сделанное им сложно: «Что Вы хотите? За такой короткий срок сделать простое просто невозможно!»

Простота вещей и решений Романа двояка. Прежде всего, в ней чувствуется античная, архаичная простота, только что возникшая из первозданного доархейского хаоса (вот где и как сказывается базовое образование!). С другой стороны, эта простота современно, постмодернистски совершенна, как совершенны и просты ультрасовременные сооружения, технологии и мысли современного мира и человека.

Наконец, содержание. Здесь можно найти Рудольфа Штайнера и Йозефа Кафку, стихи Мандельштама и музыку Вагнера, философию Платона и онтологические видения Пифагора. Мне помнится одна, еще очень ранняя вещь: рекламный знак торговой фирмы «Октопус»: Роману потребовалось в поиске решения изучить всю доступную ему научную литературу по осьминогам, буквально влезть в душу и шкуру этого загадочного существа, чтобы найти, а затем воплотить его привлекательные черты. Он все более уходит от утилитарности и функциональности в чистое и непорочное искусство, в живопись и скульптуру, а равно – в их духовное и философское осмысление. Он уже давно не дизайнер – он художник, он давно уже не просто художник – он искусствовед и философ художественного оформления нашего бренного, но все-таки горнего мира. Я не могу назвать его тяготеющим к церковному христианству – это все-таки ближе к богословию и теологии, к практике веры, чем к ее пропаганде.

Работы Р. Максишко в меру модны – он отдает дань времени. Но все-таки их лейтмотивом является вечность – осязаемая, зримая, неумолимая и притягательная – так притягательны звезды и их свет, который то ли произошел от них, то ли порождает их.
Я листаю вэбсайт художника, вновь и вновь вспоминая его работы, а, главное, предвкушая увидеть его новые, неведомые пока и ему самому вещи, обозначающие путь мастера и указывающие ему путь.

 

 

Метаморфозы божественного света

Новый свет

Встреча с художником

Творимая сегодня вечность

История творчества...

 
об авторе манифесттеорияотзывыпрессадрузьякоординаты задать вопрос
студия Романа Максишко